Свяжитесь с нами:

  • +7 7772055582
  • +44 7518875575

Совершенствование законодательства Республики Казахстан по предоставлению специальных социальных услуг на дому лицам пожилого возраста

Опубликовано: October 24, 2014 в 5:34 pm

Автор:

Категории: Публикации

Ажигулова Халида Канатбековна, юрист-международник, магистр права Университета Оксфорд Великобритании (MJur Oxon)

http://konkurs.zakon.kz/4623270-sovershenstvovanie-zakonodatelstva.html

 

I. Введение

На 1 января 2014 года в Казахстане проживает 1,723,357 жителей пенсионного возраста /1/, т.е. 10% населения. В 2007 году Уполномоченный по правам человека в РК подготовил доклад «О соблюдении прав пожилых людей в Республике Казахстан», как особой социально уязвимой группе, где подробно описал все те проблемы, с которыми сталкивается наше пожилое население./2/ К сожалению, по прошествии семи лет качество жизни нашего пожилого поколения существенно не улучшилось, а многие из описанных в Докладе проблемы не разрешились, несмотря на нововведения в законодательство, и остаются актуальными и сегодня.

Автор данной статьи напрямую соприкасается с современными условиями проживания пожилых людей в Республике Казахстан в рамках своей активной деятельности в качестве волонтера Общественного Фонда «Совет ветеранов ВОВ, тружеников тыла и детей войны». В частности, автор лично знает о проблемах, с которыми сталкиваются пожилые люди в Казахстане и которые они не в силах решить самостоятельно без вмешательства государства, а также ведет учет и мониторинг нужд подшефной группы ветеранов и тружеников тыла. Указанным Фондом регулярно собираются и обобщаются данные по нуждам ветеранов и тружеников тыла, предоставляемые другими волонтерами и сотрудниками Фонда. На основании анализа потребностей нуждающихся ветеранов и тружеников тыла города Алматы, предоставленных ОФ «Совет ветеранов», наиболее остро выделяются следующие проблемы:

  • Отсутствие качественного социального обслуживания на дому для одиноких лиц и инвалидов пожилого возраста.
  • Отсутствие доступа к социальному обслуживанию на дому для наиболее нуждающихся пожилых лиц в силу законодательных и бюрократических барьеров.
  • Отсутствие эффективной защиты лиц и инвалидов пожилого возраста от бытового насилия и других противоправных деяний.

На основании анализа указанных проблем и действующего законодательства Республики Казахстан автор предлагает решения с учетом мировой практики и собственного опыта оказания помощи социально уязвимым лицам в рамках работы в системе ООН.

II. Существующие проблемы и предлагаемые изменения

Для анализа сложившейся ситуации были взяты данные самого крупного города страны – г. Алматы. Согласно данным Агентства по статистике РК, в Алматы проживает 182 315 жителей старше пенсионного возраста/3/. Из них, согласно данным, запрошенным от Отделений социальной помощи одиноким инвалидам и престарелым гражданам при аппаратах акимов районов города Алматы, в 2013 году специальные социальные услуги на дому получали 2 440 человек в семи районах города или 1.3% от общего количества пенсионеров. Данное количество человек обслуживали 327 социальных работников, на которых из бюджетных средств было выделено почти 176 миллионов тенге. В среднем, каждый социальный работник обслуживает 7-8 получателей услуг. При этом для организации социального обслуживания одного получателя услуг на дому из бюджета было выделено в среднем 72 131 тенге в год. Среднемесячный оклад труда социального работника – около 30 000 тенге в месяц. Как мы видим, количество людей, которые реально охвачены социальным обслуживанием на дому, очень мало. Логично напрашивается два вопроса:

1) Насколько качественно возможно оказывать социальное обслуживание на дому согласно действующему законодательству и на практике?

2) Действительно ли охвачены все пенсионеры, реально нуждающиеся в социальной помощи на дому, либо их число намеренно уменьшается, в том числе с помощью действующего законодательства, в целях уменьшения бюджетных расходов на их обслуживание?

 

В выше упомянутом Докладе Уполномоченного по правам человека в РК (Раздел 3.3. Социальные услуги пожилым людям) среди основных проблем в данной сфере отмечены слабое развитие социального обслуживания, низкий профессиональный уровень социальных работников, недостаточность количества отделений социальных помощи на дому и социальных работников.

С момента принятия Доклада был принят Закон 2008 года «О специальных социальных услугах (ССУ)»/4/, на основании которого в 2011 году был разработан Стандарт оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому./5/ Однако на основании анализа указанного Стандарта и правоприменительной практики вопросы слабого развития социального обслуживания на дому все еще имеют место быть. Среди них можно выделить следующие:

1. Практическая невозможность надлежащего и качественного исполнения положений Стандарта в рамках действующей системы использования труда соцработников.

Стандарт (Раздел 5) перечисляет виды услуг, которые должен осуществлять социальный работник для лиц преклонного возраста, включая социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-культурные, социально-экономические и социально-правовые. Стандартом также оговариваются требования к качеству предоставления услуг. Если взять только отдельный блок социально-правовых услуг, то в нем перечисляются следующие услуги и требования к качеству:

Пункт 46:

…. 2) консультирование получателей услуг по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство и по другим вопросам) дает им полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах…

3) оказание помощи в подготовке жалоб на действие или бездействие должностных лиц государственных органов и организаций… заключается в том, чтобы помочь им юридически грамотно изложить в жалобах суть обжалуемых действий, требования устранить допущенные нарушения и отправить жалобу адресату…

 

Всего в Стандарте перечислены 45 видов услуг, оказываемых лицам преклонного возраста, и только в блоке «социально-правовые услуги» содержится 11 видов услуг. Но даже по двум приведенным примерам видно, что правовую помощь по ряду отраслей права качественно сможет оказать только квалифицированный юрист, а не соцработник, который ко всему прочему еще должен быть квалифицированным врачом, психологом, экономистом и т.п. Однако это не представляется возможным, так как в реальности у нас ни один вуз не готовит подобных универсальных специалистов, которые могут оказать весь спектр услуг согласно Стандарту, даже по специальности «Социальный работник»./6/

 

Важно отметить, что сам вопрос квалификации соцработника очень слабо проработан в Законе: в статье 1 пункт 6 социальный работник определяется как работник, оказывающий ССУ и (или) осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую установленным требованиям. В свою очередь, понятие установленные требования ссылаются на Приказ Министра здравоохранения РК от 16 марта 2009 года №134 «Об утверждении квалификационных требований к социальным работникам в сфере здравоохранения и правил их аттестации», где говорится, что соцработник должен иметь высшее профессиональное образование по социальной работе, по медицинскому, психологическому или педагогическому профилям. Т.е. квалификационные требования существуют только для соцработников, оказывающих социальные медицинские услуги, к остальным же специальным социальным услугам, по сути, не предъявляются никакие требования по качеству выполнения. Хотя для того чтобы оказывать специальные правовые и экономические услуги также необходимо обладать высшим профессиональным образованием.

 

Также Стандартом установлены Минимальные штатные нормативы персонала в организациях надомного обслуживания, согласно которым один соцработник должен предоставлять специальные социальные услуги 8 престарелым и инвалидам минимум 2 раза в неделю. С учетом выше приведенной статистики, один соцработник может тратить максимум 2.5 часа на визит к одному получателю услуг в рамках 40-часовой рабочей недели. Напрашивается логичный вопрос, какие именно услуги может оказать соцработник в эти 2.5 часа? На практике, согласно данным подомового обхода ветеранов и тружеников тыла сотрудниками ОФ «Совет ветеранов» было выявлено, что из перечисленных в Стандарте видов услуг соцработники оказывают лишь мизерную часть – уборка квартир, покупка продуктов и медикаментов за счет средств пенсионеров. Речь не идет даже о выполнении всего перечня услуг социально-бытового характера (пункт 31 Стандарта), куда также входят услуги  по оказанию помощи в приготовлении пищи, содействие в топке печей, доставке дров, угля и воды; сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; помощь в стирке вещей; содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений и др. Фактически, кроме определенных видов социально-бытовой помощи, пожилые люди  лишены других видов социальной помощи.

 

Таким образом, положения Стандарта не могут быть реализованы в полном объеме по объективным причинам: положенные услуги либо не предоставляются в полном объеме либо их качество существенно страдает в силу нерационального и недифференцированного использования труда соцработников.

 

 

Предлагаемые изменения:

Очевидно, что необходимо кардинально менять систему надомного обслуживания инвалидов и престарелых лиц пенсионного возраста. Вместо одного соцработника, который по Стандарту должен оказывать весь спектр социальных услуг, будет эффективнее организовать работу специализированных бригад социальной помощи. В одну бригаду будут входить несколько категорий соцработников – специалистов узкого профиля, которые будут отвечать за оказание соответствующих видов социальных  услуг – врач-геронтолог, психолог, экономист, юрист, повар и технический персонал.

Для координации и оперативного взаимодействия бригад социальной помощи рекомендуется создать единую диспетчерскую службу – горячую линию, куда получатели услуг могут круглосуточно звонить для решения психологических, бытовых, юридических и социальных вопросов, а также в экстренных случаях, в том числе для получения квалифицированной юридической помощи в случае совершения в отношении них противоправных деяний. Важно отметить, что подобная модель уже несколько лет эффективно реализуется в Москве, Екатеринбурге и других крупных городах Российской Федерации. Так, например, в Москве с 2011 года реализуется проект диспетчерской службы неотложной помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла – Тревожная кнопка», штат которой насчитывает 20 человек. Все звонки в Службу фиксируются, диспетчеры оказывают консультации или доводят обращения до соответствующих исполнителей. Помимо возможности позвонить в Службу, у каждого закрепленного ветерана имеется мобильный телефон с кнопкой красного цвета для быстрого дозвона – «тревожной кнопкой». В случае ситуации, встревожившей ветерана, одним нажатием «тревожной кнопки» он может выйти на связь с диспетчерской. Система в течение нескольких секунд соединяет ветерана с диспетчером Службы, у которого на экране компьютера открывается учетная карточка звонящего ветерана, в которой – вся нужная информация о человеке. Она позволяет быстро направить к нему бригаду скорой помощи, полиции, других служб для оказания экстренной помощи. Если по каким-либо причинам звонок от ветерана не был принят или «сорвался», происходит автоматический дозвон и соединение. Сообразуясь с принятой информацией, диспетчер выполняет действия по оказанию в первую очередь неотложной помощи и, при необходимости, привлекает службы экстренной помощи. За период работы нашей Службы спасено (буквально вытащили с «того света») более 300 ветеранов. Подробнее о работе данного проекта можно узнать на сайте http://www.mosdomveteran.ru/modules.php?name=Pages&go=page&pid=82

Работа специализированных бригад позволит достичь следующих качественных изменений:

  • Улучшение качества обслуживания пожилых людей с учетом их индивидуальных потребностей, в том числе в экстренных ситуациях.
  • Уменьшение личной зависимости получателя услуг от конкретного соцработника, а также профилактика и предупреждение противоправных деяний, совершаемых некомпетентными соцработниками.
  • Рациональное использование знаний, профессиональных навыков и личностных качеств соцработников.
  • Дифференцированный подход к нагрузке соцработника и экономия его рабочего времени.
  • Возможность проведения регулярного мониторинга и оценки качества предоставляемых услуг.
  • Централизованная доставка продовольственных и непродовольственных товаров получателям услуг.

В рамках системы организации социальных услуг специализированными бригадами можно также предусмотреть оказание платных социальных услуг пожилым людям и инвалидам, проживающим совместно с совершеннолетними детьми за их счет, так как уход за пожилыми людьми требует соответствующих навыков и знаний, которые не всегда удается обеспечить в домашней обстановке. За счет оказания платных услуг сверх гарантированных Законом, Уполномоченный орган может повысить долю своего самофинансирования, что с одной стороны убавит нагрузку на государственный бюджет, а с другой стороны позволит за счет привлекаемых средств увеличивать количество бригад социальной помощи и зарплату соцработников, делая эту сферу более привлекательной для специалистов.

 

2. Действующий Стандарт не охватывают всех реально нуждающихся в социальной помощи пожилых людей

Согласно Закону «О специальных социальных услугах», специальных социальные услуги оказываются лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (ст.1), а одним из оснований, по которому лицо может быть признано таковым является «неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, вследствие перенесенной болезни и (или) инвалидности» (ст.6, пункт 7)

В свою очередь, Стандарт ограничивает категорию лиц преклонного возраста, которым могут быть оказаны специальные социальные услуги (пункт 5(4)): «специальные социальные услуги оказываются…4) инвалидам и престарелым лицам, достигшим пенсионного возраста,…не способным самостоятельно себя обслуживать и нуждающихся по состоянию здоровья в оказании специальных социальных услуг в условиях ухода на дому, не имеющих трудоспособных совершеннолетних детей (супруга), обязанных по статье 131 Закона РК от 17 декабря 1998 года «О браке и семье» содержать своих родителей (супруга) и заботиться о них, или имеющих близких родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить им постоянную помощь и уход (в силу преклонного возраста, имеют инвалидность первой, второй групп, онкологические, психические заболевания, находятся в местах лишения свободы, или выехали на постоянное местожительство за пределы страны или проживают в другом населенном пункте).

Считаем, что в действующем Стандарте охвачены не все случаи, когда престарелые лица должны иметь право на получение специальных социальных услуг. В частности, хотим выделить следующие ситуации:

1) На практике сотрудники и волонтеры ОФ «Совет ветеранов» оказывают поддержку ряду одиноких ветеранов и тружеников тыла, которые живут в ужасных условиях, в обветшалых домах без ремонта и без удобств. Зачастую, у многих из них есть дети, которые по Кодексу о браке и семье (статья 145)/7/ обязаны содержать и заботиться о своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, а при отсутствии заботы совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, связанных с уходом за нетрудоспособными родителями. В судебном порядке с детей могут быть взысканы алименты в пользу их нетрудоспособных родителей. Причем за уклонение исполнять обязанность по уплате средств на содержание нетрудоспособных родителей более трех месяцев совершеннолетние дети могут быть привлечены к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы до двух лет (часть 2, статья 136 УК РК)./8/

Подобное регулирование отношений между нетрудоспособными родителями и совершеннолетними детьми правильно и необходимо, так как отражает традиционные семейные принципы, присущие нашей культуре. Однако на практике пожилые люди не всегда могут самостоятельно реализовать свое право на заботу и содержание со стороны совершеннолетних детей, особенно если они находятся в тяжелом физическом состоянии – лежачие, слабо видящие и т.п.. Такие люди элементарно не смогут дойти до суда. А по Стандарту об оказании специальных социальных услуг, им не положены соцработники, ввиду наличия трудоспособных детей, хотя Стандарт предусматривает оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат (пункт 45). В итоге, этим людям не остается ничего, кроме как оставаться один на один со своей проблемой и надеяться на помощь соседей и других сердобольных людей в ежедневном обслуживании.

2) В другом случае на практике встречаются пожилые люди, которые вынужденно проживают со своими совершеннолетними детьми, но страдают от жестокого обращения с их стороны, включая физическое, психологическое и экономическое насилие. Несмотря на наличие Закона РК «О профилактике бытового насилия», устанавливающего меры индивидуальной профилактики бытового насилия (статья 17)/9/, на практике пожилые люди крайне редко обращаются в правоохранительные органы для защиты своих прав либо по незнанию своих прав, либо, мотивируя тем, что не хотят усугубить отношения с совместно проживающими детьми.

Таким пожилым людям Стандартом также отказано в предоставлении социальных услуг на дому в виду наличия трудоспособных детей. Однако Стандартом абсолютно не учитывается психологический и эмоциональный климат в семье. Также даже если пожилые люди будут проживать отдельно от своих совершеннолетних детей по причине конфликта, им все равно не будет полагаться социальное обслуживание на дому. В результате, таким пожилым людям ничего не остается, как терпеть подобное жестокое обращение. В данном случае также важно отметить факт отсутствия какого-либо единого уполномоченного органа по защите прав пожилых людей, который бы мог проводить мониторинг защиты пожилых людей от бытового насилия и мог бы от их имени делать соответствующие заявления в правоохранительные органы, чтобы оградить пожилых людей от жестокого обращения.

 

Предлагаемые изменения:

  1. Внести дополнения в Стандарт, согласно которому Уполномоченный орган должен оказывать специальные социально-правовые услуги пожилым людям и инвалидам, имеющим трудоспособных детей, для получения ими алиментов на свое содержание. Часть данных алиментов будет идти на покрытие расходов Уполномоченного органа по оказанным социально-правовым услугам в рамках судебных процедур. Также при согласии пожилых людей, данные алименты могут быть направлены в Уполномоченный орган, который будет оказывать весь спектр специальных социальных услуг пожилому лицу и инвалиду сверх бесплатного объема, гарантированного Законом «О специальных социальных услугах». Соответственно, качество жизни данной категории пожилых людей будет улучшено.
  2. Внести дополнения в Стандарт (пункт 5(4)) в части объективных причин, по которым совершеннолетние дети не могут обеспечить постоянную помощь и уход своим нетрудоспособным родителям: «В исключительных случаях по решению уполномоченного органа и рекомендациям специальных общественных организаций по делам пожилых людей (например, Советов ветеранов) специальные социальные услуги могут предоставляться престарелым и инвалидам первой, второй группы, имеющие близких совершеннолетних трудоспособных родственников, совместное проживание с которыми по причине конфликтов невозможно».

Подобная норма позволит оградить пожилых людей от жестокого обращения со стороны детей и близких родственников, а также позволит им проживать отдельно от них, при этом получая качественный уход со стороны профессиональных соцработников.

 

III. Заключение:

Все предлагаемые выше изменения в законодательство приведут к следующим положительным социальным изменениям:

  • Улучшение социальной защищенности одиноких престарелых людях, предотвращение их социальной изоляции.
  • Повышение уровня жизни пожилого поколения и продолжительности жизни населения страны, и соответственно, численности населения. Важно отметить, что это весьма актуальный вопрос для нашей страны, так как согласно мировой статистике Казахстан со средней продолжительностью жизни 70,24 года на сегодняшний день занимает 150 место среди всех стран по данному показателю./10/
  • Повышение правовой культуры пожилого населения: знание пожилым населением своих прав и обязанностей позволит им защищать свои права и уменьшить риск стать жертвой противоправных деяний.

Вопросы обеспечения и защиты прав пожилых людей касаются всех нас. Старость, рано или поздно, коснется нас и наших близких, и именно сейчас от нас самих зависит, в каких условиях мы будем жить на пенсии. Если не принимать действенные меры по совершенствованию законодательства в области защиты прав пожилых людей сегодня, то завтра мы, современное трудоспособное поколение, будем в таком же положении и практически полной зависимости от своих детей и внуков, как и современное поколение пожилых людей, и нам ничего не останется, кроме как надеяться на доброе отношение и порядочность со стороны своих родственников и общества.

 

30 мая 2014 года

 

Список литературы:

  1. Агентство РК по статистике. Демографический ежегодник Казахстана 2013, стр. 39 http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsCompilations?_adf.ctrl-state=bq6e7jgsd_317&_afrLoop=629446819009812#%40%3F_afrLoop%3D629446819009812%26_adf.ctrl-state%3Dw3553zra7_4
  2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан 2007 года “О соблюдении прав пожилых людей в Республике Казахстан”, Раздел 3// http://www.ombudsman.kz/publish/docs/doklad_spec/detail.php?ID=1211
  3. Агентство РК по статистике. Таблица «Численность населения Республики Казахстан по полу и отдельным возрастным группам на начало 2013 года» http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersPopulation?_afrLoop=15885831767388#%40%3F_afrLoop%3D15885831767388%26_adf.ctrl-state%3D6vaha8g0q_134
  4. Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-IV «О специальных социальных услугах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.) http://www.zakon.kz/61236-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-29.html
  5. Стандарт оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому (утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2011 года № 1222) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.04.2014 г.) // http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31081071
  6. См. описание специальности 050905, 5В090500 –Социальная работа в КазНУ им. Аль Фараби на http://www.kaznu.kz/ru/8848/page/Departments/Faculty_of_Philosophy_and_Political_Science/Chairs_/Chair_of_sociological_science_and_social_work/Educational-methodic_activity/List_of_Diploma_Project_Themes_Undergraduate_program_/
  7. Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.01.2014 г.)// http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31102748
  8. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.04.2014 г.) // http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1008032
  9. Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года № 214-IV «О профилактике бытового насилия» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.) // http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30525680
  10. Информационный портал Today.kz, “Казахстан по продолжительности жизни обогнал соседей по ЕАЭС” // http://today.kz/news/life/2014-05-05/kazaxstan-po-prodolzhitelnosti-zhizni-obognal-sosedej-po-eaes/

0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>